Яцкова Татьяна Юрьевна
Консультация.РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ Влияние семьи огромно в устранении нарушений в речевом развитии детей. Именно родители могут и должны создать все необходимые условия своим детям для закрепления усвоенных ими речевых навыков. Чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое произношение слов, нужно развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, учить слушать речь, различать звуки при произношении. Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. В такие игры, как «Домик», «Пальчики здороваются», «Шарик», «Елка», «Дерево», родители могут играть с детьми в свободное время. Игра «Шарик». Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них – пальцы принимают форму шара. Воздух выходит – пальцы в исходное положение. Детям такие игры очень нравятся. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Игра «Бегемотик». Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку: Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Упражнение может выполняться в положении сидя. К сожалению, во многих семьях либо наблюдается безразличное отношение взрослых к речевым проблемам ребенка, либо выдвигаются такие требования к речи, которые не соответствуют его уровню развития. В результате у многих малышей пропадает желание правильно говорить, они боятся произнести какой-либо звук или слово неправильно. Поэтому, на любое высказывание ребенка необходимо реагировать, и эта реакция должна только положительной. Чтобы играть, нужно знать правила игры и рассказать их ребенку. Например: «Сынок, давай поиграем в игру «Что делают из металла?». Кто больше скажет слов – тот и победил». Правила игры: повторяться нельзя, быть внимательным, запоминать, какие слова уже говорили. Примеры игр, которые не требуют много атрибутики и не займут много времени у родителей. «Что делает мама на кухне?» ( Варит, режет, готовит, моет, жарит, трет, давит, вытирает, зажигает, пробует, солит, наливает, выливает, разливает, убирает, достает). Вот сколько у мамы дел и забот, а чем можешь ты помочь маме на кухне? А что могут сделать другие члены семьи? «Как называются предметы мебели на кухне?», «Как ты думаешь, кто потрудился, чтобы сделать нам мебель?» (Лесник, лесоруб, художник-дизайнер, столяр, ткач). Выдели слово.Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Какой звук есть во всех словах?Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Подумай, не торопись.Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
Шутки - минутки.Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:
Тили-бом! Тили-бом!
За окошком зимний сад,
Мальчишек радостный народ
Кот плывет по океану,
Куклу выронив из рук,
Божья коробка, полети на небо,
11 марта 2018 в 10:39
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.