Яцкова Татьяна Юрьевна
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
Игра - это не просто развлечение, это жизнь ребенка. В процессе игры ребенок познает мир и самого себя. Играя, он накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра вызывает чувство удовлетворения, формирует его чувства. Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. Стремление взрослых ввести ребенка в мир рациональной, практической жизни, лишить сказки, игры, формирует у него чувство ущербности, блокирует развития познания, речевой и интеллектуальной активности.
Если ребенок не умеет играть, ломает игрушки, не может сосредоточить свое внимание на чем-то, хватается за все или бессмысленно повторяет одно и то же действие, то такого ребенка нужно срочно научить играть. Вот несколько примеров обучения совсем не умеющих играть малышей: «Поймай зайчика» - взрослый прячет за ширму(подушку) игрушку и просить поймать ее, как только она выглянет. «Катание мяча от взрослого к ребенку» «Сделай, как я» - подражание движениям рук, ног, головы взрослого «Пирамиды» «Бросание мелких предметов в сосуд» «Складывание парных предметов в мешочек»
Когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, то можно осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывая события из жизни семьи, фрагменты любимых сказок. Но не забывать активно сопровождать действия речью. Организовывать игру с детьми раннего возраста очень просто, для этого нет необходимости покупать дорогие игрушки, все что нужно всегда есть под рукой: пара пустых коробок послужат квартирой для кукол, из кубиков, пластиковых бутылок можно смастерить мебель. Эти замещения только помогут лучше развивать фантазию.
Постепенно, по мере развития ребенка, нужно переходить от игры к занятию в игровой форме, целенаправленно включать упражнения по развитию общей и мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, дыхания и мимики, артикуляции, изменению силы, высоты и громкости голоса, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, сравнению и сортировке предметов по форме, цвету и величине, словесные (лингвистические игры).
Очень важно игры-занятия проводить регулярно, при позитивном эмоциональном настрое как мамы, так и ребенка, поэтапно, убеждаясь, что задачи этого отрезка выполнены полностью. Желательно вести дневник речевого и психического развития ребенка, это поможет увидеть динамику, а в дальнейшем сослужит добрую службу, если все же придется обратиться к логопеду. Нельзя насильно заставлять выполнять какое-либо задание, лучше вернуться к нему позже, или создать такую игровую ситуацию, при которой ребенку захотелось бы его выполнить. Не говорите все время за ребенка, создавайте такую игровую атмосферу, при которой ему бы хотелось говорить самому.
Хочется остановиться на так называемых «Играх между делом». Для них не нужно специально выделять какое-то время или место. Они хороши как раз тем, что в них всегда можно играть с ребенком во время выполнения каких-либо домашних дел. Игры на кухне. Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Это хорошее место, где малыш может приобрести полезные навыки и знания. Вот некоторые из них: *Пусть ребенок отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю, помните фантики от конфет, пересыпьте крупу, порежьте ножом ит.д.. Предложите угадать, что вы сейчас делали. *Приготовьте вместе необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «с» (салат, суп, морс, сырники). Предложите помыть посуду, в названии которой будет звук «ч» (чашки, чайник). Из овощей, приготовленных на ужин, попросите найти те, в названии которых есть звук «р». *Ищем на кухне слова. Вот банка (коробка), в нее мы сложим слова, взятые из борща, винегрета, салата, кухонного шкафа («Борщ»- свекла, картошка, морковь…). Угостим друг друга «вкусными словами», а можно и «кислыми», «солеными», «горькими». *Как одним словом назвать прибор, который кофе варит? Кофеварка. А сок выжимает? Соковыжималка. А хлеб печет? Хлебопечка. А сок из яблок? Яблочный. *Пусть с закрытыми глазами на вкус определит, что за фрукт или овощ вы положили ему в рот. Что за напиток налили в стакан. *Для развития мелкой моторики: -Из макаронных изделий различной формы можно выкладывать на столе узоры. -Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты. -На картофельном пюре или каше можно выложить при помощи зелени, помидоров, морковки, варенья, фруктов…забавную рожицу, цветок, зверюшку. -Можно делать рисунки на рассыпанной на столе крупе, муке, сахаре. -Смешайте горох и фасоль, попросите ребенка помочь разложить по банкам. -Разложите на столе несколько предметов (батарейку, кубик, мыло), дайте щипцы и предложите перенести в коробку. -Если вы умеете печь пироги, то не пожалейте кусочек теста малышу, пусть он сам слепит себе пирожок в виде машинки или куколки. А можно сделать специальное соленое тесто, из которого можно лепить как из пластилина, а поделки после высыхания становятся твердые как камень и очень долго хранятся ( 2 ст. муки, 1 ст. соли, 1 ст. воды, 2 ст.л. раст. масла). *Для развития дыхания налейте в мисочку воды и пустите туда кораблики (пробки от пластиковых бутылок или баночек), пускай дует и устраивает бури, или соревнования. Дайте ребенку трубочку для коктейля, пусть устроит «бурю в стакане». *Для укрепления мышц языка поиграйте в « Кошечку», налейте ей молоко, чай, сок, и пусть ребенок лакает.
Игры по дороге в детский сад. *Можно по очереди с ребенком называть все круглые предметы, которые встретятся по дороге. *Находить все красные машины, проезжающие мимо вас. *Придумывать слова на разные звуки. *Различать звуки города (гудение машин, крик вороны…)
11 марта 2018 в 10:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.